Расчет экологического ущерба от определенного производства точно так же, как и платежи или же налоги за загрязнение, воспроизводство природных ресурсов и многие другие представляет собой один из наиболее важных экономических механизмов, обеспечивающих охрану окружающей природы.
В России реализация данного механизма сталкивается с большим количеством самых разнообразных проблем, которые относятся как к юридической, так и к практической сфере. Особенной проблемой в данном случае является то, что расчет экологического ущерба в недостаточной степени обеспечен законодательством.
В чем минусы законодательства?
Есть несколько пробелов в современном законодательстве:
- термины, по которым определяется расчет экологического ущерба, определены недостаточно или даже вовсе не определены;
- по сегодняшний день остается непонятной природа экологического ущерба в правовом поле;
- не были определены какие-то конкретные технологические подходы к тому, как должен осуществляться расчет экологического ущерба;
- отсутствуют методики, по которым бы осуществлялся такой расчет.
Что это?
Несмотря на то что сам по себе термин «экологический ущерб» представляет собой общепринятое понятие в современной научной литературе и даже употребляется в определенных нормативно-правовых актах, в российском законодательстве нет определенного понятия того, что он собой представляет и как должен проводиться расчет экологического ущерба. На сегодняшний день в научной литературе распространенным стал такой подход, в соответствии с которым экологический ущерб выступает в качестве стоимостной оценки причиненных экологических последствий, вызванных теми или иными действиями каким-либо природным ресурсам и окружающей среде.
На данный момент в законах используются такие термины, как «вред окружающей среде», «расчет экологического вреда» и другие подобные. В соответствии с законодательством вред окружающей среде – это какие-либо негативные изменения окружающей среды, являющиеся следствием ее загрязнения и, следовательно, деградации природных экологических систем, а также истощение природных ресурсов.
На самом же деле данное определение является нефункциональным по той причине, что такие термины, как «истощение природных ресурсов» и «деградация естественных экологических систем» отсутствуют в каких-либо законах.
Таким образом, практически невозможно определить, какая должна правильно использоваться методика расчета экологического ущерба, и именно это представляет собой главный источник неопределенности.
Как ведется расчет?
По законам «Об охране окружающей среды» предусматривается два основных подхода к тому, как определить размер вреда природе:
- В соответствии с фактическими затратами, необходимыми для полного восстановления нарушенного состояния окружающей среды, учитывая понесенные убытки, включая также упущенную выгоду. Помимо этого, расчет может проводиться в соответствии с проектами рекультивационных или же каких-либо других восстановительных работ.
- В соответствии с таксами или же технологиями определения размера вреда окружающей среде, которые определены и утверждены соответствующими органами исполнительной власти, занимающимися государственным управлением в сфере охраны окружающей среды.
Первый пункт вполне находится в сфере действующего гражданского права, включая также понятие «убытки», присутствующее в Гражданском кодексе.
В то же время второе направление больше относится уже к области административного права, так как, в первую очередь, опирается на нормативный подход расчета причиненного вреда.
Федеральное законодательство проводит определенную разницу между тем, что представляет собой вред окружающей среде, причиненный вследствие нарушения законодательства, а также вредом, причиненным в случае полного соблюдения законодательства.
Как возмещается вред?
По закону вред окружающей среде, который был причинен вследствие определенной хозяйственной или же какой-либо другой деятельности, должен возмещаться в соответствии с определенными таксами, а также с тем, какая используется по законодательству методика расчета экологического ущерба. Если же такая методика отсутствует, то в таком случае определение выплат должно рассчитываться в соответствии с фактическими затратами, необходимыми для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, учитывая понесенные убытки и упущенную выгоду.
Однако так говорит нам ст. 77, в то время как ст. 78 предлагает несколько другой порядок того, как должно осуществляться возмещение ущерба в случае нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В данном случае расчет предотвращенного экологического ущерба осуществляется в соответствии с фактическими затратами, необходимыми для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, учитывая понесенные убытки и упущенную выгоду, а также в полном соответствии с проектами всевозможных рекультивационных и прочих восстановительных работ.
Если таковые отсутствуют, то выплата осуществляется по таксам и методикам определения размера окружающей среды, которые определяют органы исполнительной власти.
Таким образом, если вред нанесен с соблюдением законодательства, используются только первичные методики таксы, в то время как при нарушении законодательства расчет экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха или других действий осуществляется в соответствии с фактическими затратами, необходимыми на восстановление окружающей среды.
Какие используются методики?
В преимущественном большинстве современных методик присутствует нормативный подход определения размера экологического вреда, использование которого в конечном итоге может привести к необоснованным или же неправильным результатам. Несмотря на постоянную критику подходов, по которым осуществляется расчет предотвращенного экологического ущерба или же какого-то другого, все современные методики тоже основаны исключительно на нормативных показателях.
Одним из наиболее актуальных направлений расчета размера вреда окружающей среде можно назвать расчет ущербов для водной среды. При этом стоит отметить тот факт, что на сегодняшний день расчет понятия «экологический ущерб» и принципы расчета экологического ущерба определяется в соответствии с целым рядом специализированных нормативно-методических документов.
Все современные методики имеют разные сферы использования и предназначаются для того чтобы рассчитывать вред различным компонентам окружающей среды. При этом есть ряд комплексных методик расчета, использующихся по отношению к определенным объектам.
Стоит отметить тот факт, что экспертами неоднократно проводились исследования действующих комплексных методик, определяющих уже нанесенный или же осуществляется расчет предотвращенного экологического ущерба, вследствие которых было определено, что на сегодняшний день обеспечение расчета экологического вреда является недостаточным со стороны действующего законодательства.
В чем выражается отсутствие обеспечения?
Стоит рассмотреть несколько примеров из охраны водных объектов:
- неправильно рассчитывается экологический вред, нанесенный при отсутствии каких-либо нарушений действующего законодательства, так как в данном случае по ст. 77 нужно основываться на таксах и методиках;
- некорректно рассчитывается вред, нанесенный водным экосистемам и биоте;
- неправильно определяется вред, причиняемый водным объектам как природным ресурсам, ведь они являются источником водоснабжения, рекреации и рыболовства.
По использующейся на данный момент методике определение вреда осуществляется на базе компенсационного принципа оценки и дальнейшего возмещения размера вреда по объему затрат, необходимого для определения факта причинения вреда, а также дальнейшего устранения его последствий и причин.
Сюда входят различные затраты, необходимые для разработки проектно-сметной документации и те затраты, которые нужно выделить для ликвидации допущенного нарушения и дальнейшего восстановления состояния определенного объекта до показателей, наблюдаемых до момента определения выявленного нарушения.
Однако пункты, перечисленные в п.6 действующей методики, на самом деле полностью отсутствуют в формулах расчета.
Основой данной методики является стандартный нормативный подход оценки, который в конечном итоге приводит к результатам, не имеющим никакой связи с реальными экологическими последствиями, присутствующими в экосистемах, а также их отдельных компонентах и всевозможных природных ресурсах.
Неправильный расчет затрат
Затраты, необходимые для устранения причин ущерба, необоснованно включены в состав вреда, потому что они не имеют никакого отношения к стоимостной оценке причиненных экологических последствий. В частности, стоит отметить несколько примеров и методик.
Вред из-за сброса вредных веществ
В данном случае расчет осуществляется в соответствии со следующими характеристиками:
- масса загрязняющих веществ, выброшенных с предприятия;
- интенсивность воздействия данных веществ на определенный объект;
- класс опасности загрязняющих веществ в том случае, если их концентрация более чем в 10 раз больше по сравнению с фоном.
После этого уже расчет экологического ущерба от загрязнения окружающей среды осуществляется на основе того, в каком состоянии находится объект, к какому типу он относится и насколько ценным является, а также в соответствии с некоторыми дополнительными параметрами, такими как сезонность и т. д.
В данном случае ценность определенного объекта определяется присутствием в нем каких-либо редких растений, природных лечебных ресурсов или же принадлежностью к объектам, подлежащим особой охране.
Вред из-за аварий
Достаточно часто случаются такие ситуации, когда из-за определенной аварии на предприятиях окружающая среда достаточно сильно загрязняется различными неорганическими и органическими веществами, включая нефтепродукты, пестициды и многие другие, вследствие чего они могут даже поступать в состав сточных или дренажных вод.
В данном случае методы расчета экологического ущерба предусматривают его определение в соответствии с массой вещества, выброшенного вследствие аварии, а также времени, в течение которого не принимались никакие меры для того чтобы устранить возникшее загрязнение. Опять же, в методике предусматривается дополнительный расчет в соответствии с состоянием объекта, которому нанесен ущерб, его типом и ценностью, а также рядом дополнительных факторов.
Вред из-за сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с различных судов
Методика расчета предотвращенного экологического ущерба или уже нанесенного вреда предусматривает определение ущерба в соответствии с объемом накопительной емкости, необходимой для сбора хозяйственно-бытовых вод или же по категории судна, количества пребывающих на нем людей во время данного происшествия, а также времени непрерывного пребывания судна вне места стоянки. Дополнительные факторы являются точно такими же, как и в предыдущих случаях.
Вред из-за загрязнения отходами потребления и производства в виде мусора
Определяется площадь того объекта, который был загрязнен мусором.
Если данным объектом является какое-то водохранилище, то в таком случае определяется площадь акватории, а также дна и береговых полос объекта, загрязненного данными отходами.
В остальном параметры те же: состояние объекта после нанесения ему ущерба, сезонность, тип и ценность данного объекта, но к ним добавляется уже степень загрязненности данного объекта мусором или же какими-либо другими отходами.
Вред из-за сброса или же захоронения отходов потребления и производства
Расчет экологического ущерба, пример которого мы рассматриваем на данный момент, осуществляется в соответствии с массой брошенных крупногабаритных отходов потребления и производства. Помимо этого ущерб рассчитывается в соответствии с состоянием объекта вследствие нанесенного ему ущерба, а также его ценностью и типом.
Вред из-за проведения различных работ, связанных с изменением ландшафта
Расчеты экологического ущерба при производстве в данном случае проводятся вследствие загрязнения взвешенными веществами, выброс которых является результатом добычи или же разведки полезных ископаемых, проведения углубительных или же каких-либо других работ, связанных с изменением ландшафта, берегов, а также нарушением условия пользования данной территории без наличия на это соответствующих разрешительных документов. Также расчет проводится в том случае, если в результате аварии были разрушены какие-либо важные сооружения.
Если ситуация происходит на водном объекте, то в данном случае масса веществ определяется в соответствии со средней длиной, глубиной и шириной распространения их в акватории, а также средней и фоновой концентрацией. Дополнительные факторы: состояние объекта после загрязнения, тип и ценность данного объекта, наличие паводка или половодья, сезонность.
Вред из-за частичного или полного истощения природного источника
Такой расчет проводится в том случае, если причиненный вред является следствием каких-либо нарушений условий пользования данным природным ресурсом или же осуществляется при отсутствии соответствующих документов, позволяющих пользоваться этими ресурсами.
Рассматривая, какие затраты входят в расчет экологического ущерба, можно выделить объем ресурсов, необходимых для восстановления источника и предотвращения его полного истощения.
К примеру, если это водный источник, то в данном случае требуется двойной объем от той воды, которая была забрана.
Также учитывается норматив платы, зависящий непосредственно от принадлежности источника к определенной территории. Помимо всего прочего, в расчете указывается состояние объекта вследствие загрязнения, тип данного объекта, а также то, является он поверхностным или же подземным.
Вред из-за добычи полезных ископаемых
Опять же, расчет ведется в том случае, если вред причинен в процессе добычи ископаемых при нарушении условий действующего законодательства касательно использования данного источника ресурсов или же при отсутствии необходимой документации, позволяющей его использование.
В данном случае нанесенный ущерб определяется в соответствии с массой добычи полезных ископаемых, типом и ценностью объекта, а также его состоянием вследствие данного загрязнения. Так же ведется и расчет предотвращенного экологического ущерба, пример которого мы рассматриваем.
Источник: https://FB.ru/article/209901/raschet-ekologicheskogo-uscherba-metodika-primer-raschet-predotvraschennogo-ekologicheskogo-uscherba
Расчет экологического ущерба
- cтоимость экспертизы
- определяется после консультации c экспертом
- Заказать
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Сотнева Наталья Ивановна, эксперт-эколог
Независимая от государства оценка размера экологического ущерба от деятельности любого промышленного предприятия, фабрики или иного производственного объекта как обособленный вид экспертизы приобрел большую известность благодаря плановым / внеплановым проверкам надзорно-контрольных органов в сфере природопользования, таким как Росприроднадзор, Россельхознадзор, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в части охраны биоресурсов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) в части охраны и рационального использования земель.
Как известно, при проведении плановых проверок надзорными органами в первую очередь устанавливается факт нарушения природоохранного законодательства (а не причинения экологического вреда как такового), и по результатам выдаются предписания об устранении нарушений немедленно (если это возможно) или в течение определенного срока, а также расчет размера экологического ущерба, причиненный в результате конкретного правонарушения отдельным компонентам природной среды – леса, водным объектам, почве, биологическим ресурсам.
Ответственность
В соответствии с п.1. ст.
77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством».
Согласно п.3. ст.
77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды».
Согласно п.1 ст.
78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».
Методики
Исходя из вышеприведенного, определение и расчет размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно:
1. В области водного законодательства:
«Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.
Методика применяется для оценки размера экологического вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.
2. В области земельного законодательства:
«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.
Методика оценки реального размера экологического ущерба (вреда), причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для расчета в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате:
- химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
- несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
- порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
3. В области лесного законодательства:
«Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273.
Методика определяет размер экономического вреда, причиненного лесам, в т.ч. ущерба лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.
Оценка экологического ущерба
Таксы для оценки размера экологического ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г.
№273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.
Эксперт-эколог НП ФСЭСотнева Наталья Ивановна
Согласно Методике оценка размера экологического ущерба, причиненного лесам, осуществляется при выявлении фактов нарушения лесного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны лесных ресурсов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений.
По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда, причиненного окружающей среде, вследствие нарушения экологического законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, либо по решению суда.
На основании решения суда вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Стоимость
На сегодняшний день, таксы плат за причиненный экологический вред окружающей природной среде, в т.ч. ущерб почвам, водным объектам, иной охраняемой законом территории, довольно высокие, отсюда и большой размер оцениваемого вреда, который, как правило, исчисляется миллионами рублей.
От лица нашей экспертной компании можем сообщить, что вне зависимости от четко прописанной в методиках процедуре и порядке определения и оценки размера экологического ущерба, контрольными органами нередко допускаются расчетные и методологические ошибки, которые можно исправить лишь путем проведения судебной экологической экспертизы, на разрешение которой следует ставить вопрос об определении реального ущерба (оценке вреда), причиненного окружающей среде.
Экологическая экспертиза также может проводиться во вне судопроизводства, например в рамках гражданско-правового договора, где в качестве задания или вернее вопроса на экспертизу будет задан все тот же вопрос: «Какова сумма ущерба, причиненная природной среде в результате того или иного экологического инцидента».
Цены
Расчет экологического ущерба | от 50 000 |
Источник: http://sud-expertiza.ru/raschet-ocenka-ekologicheskogo-ushherba/
Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 — 2020 годах
Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2019-2020 годов — процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи.
Как рассчитать сумму к уплате? Как вычислить базу по загрязняющим веществам, определить ставку, коэффициент и вычеты? Какой формуляр применяется для отчетности в 2019-2020 годах, куда его сдавать и в какие сроки? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.
- Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование
- Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит
- Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
- Как определить ставки платы за вред окружающей среде
- Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии
- Расчет платы за вред экологии: вычеты
- Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)
- Итоги
Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование
Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
- субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
- остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.
О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.
В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:
- данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
- ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
- коэффициенты, устанавливаемые законодательно.
Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.
Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит
Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.
5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.
- Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.
- В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).
- Таким образом, экологический сбор:
- платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
- регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
- как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.
А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:
- платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
- регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
- как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).
Источник: https://nalog-nalog.ru/ekologicheskij_nalog/raschet_platy_za_zagryaznenie_okruzhayuwej_sredy/
Заключение Минэкономразвития России от 01.08.2013
"По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 августа 2013 года
- ПО ИТОГАМ
- ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИКАЗА МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 8 ИЮЛЯ 2010 Г.
- N 238 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА,
- ПРИЧИНЕННОГО ПОЧВАМ КАК ОБЪЕКТУ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г.
N 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г.
N 634 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее — Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (далее также — Приказ N 238; Методика 1), зарегистрированного в Минюсте России 7 сентября 2010 г. N 18364, и сообщает следующее.
Для проведения экспертного исследования положений Приказа N 238 была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении N 1 к данному заключению).
В ходе проведения экспертизы Приказа N 238 с 1 марта 2013 г. по 31 марта 2013 г. были проведены публичные консультации с целью получения информации о положениях, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России.
Позиции, представленные субъектами предпринимательской и иной деятельности при проведении публичных консультаций, рассмотрены и учтены в настоящем заключении. Справка о результатах публичных консультаций прилагается (Приложение N 2).
По результатам проведения публичных консультаций Минэкономразвития России совместно с экспертной группой подготовлено настоящее заключение по итогам экспертизы Приказа N 238.
Проект заключения письмом Минэкономразвития России N Д26и-450 от 23 апреля 2013 г. также направлялся в Минприроды России. Замечания по проекту заключения были представлены письмом Минприроды России N 12-31/9489 от 23 мая 2013 г.
Источник: https://legalacts.ru/doc/zakliuchenie-minekonomrazvitija-rossii-ot-01082013-po-itogam-ekspertizy-prikaza/
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
Содержание:
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлены виды правонарушений в отношении природных ресурсов. Так, порча, загрязнение повреждение или нерациональное использование приравниваются к противоправным действиям, при нарушении которых наступает ответственность.
Согласно содержанию статьи 96 природная среда выступает в качестве потерпевшей стороны, а потому является объектом права.
Размер вреда, подлежащего возмещению, будет рассчитываться исходя из ситуации, обстоятельств произошедшего и инициативы правообладателя или пользователя земельного участка.
Несмотря на то, что заражение или урон получает природная среда, причинитель такого вреда выплачивает компенсацию именно собственнику, который будет принимать меры на восстановление качественного состояния своих владений.
Механизм взыскания экологического ущерба
Для того, чтобы запустить процедуру привлечения к материальной ответственности установленного причинителя вреда, подается иск в соответствующий суд. Заявление на возмещение вреда природной среде могут подавать следующие должностные лица и органы:
- Прокуроры;
- Представители органов государственных экологических комиссий;
- Граждане или юридические лица, которым принадлежит земля, лесной или водный ресурс в той или иной форме на праве собственности;
- Уполномоченный сотрудники административных органов государственных заповедников или парков.
Возмещение вреда в натуре, как штрафная санкция к нарушителям, предусмотрено Гражданским кодексом (статья 1082). Под таким обременением понимается принудительное восстановление гражданами – причинителями вреда, качественного состояния природного ландшафта.
Примером такого «экологического» во всех отношениях наказания может служить возвращение прежнего рельефа грунта, который был нарушен незаконными застройками, рытьем в земле котлованов и прочими действиями.
Восстанавливать нарушенные права собственников лесных массивов в натуре придется сделать новую посадку молодых деревьев.
Механизм принятия решения в отношении лиц, которые нарушили экологическое состояние района
После подачи иска к конкретному правонарушителю через суд следует дождаться решения суда. Стоит отметить, что единого подхода к процессам в отношении природы, не существует.
Все случаи рассмотрения таких дел характеризуются индивидуальным подходам к каждой рассматриваемой ситуации.
Возмещение вреда природной среде в натуральном виде как правовая форма взыскания применима в следующих случаях:
- Восстановление экологического урона в натуральном виде является объективным и возможным (достижимым);
- Правонарушитель имеет физические возможности для устранения выявленных нарушений за определенный срок.
В том случае, если не представляется возможным возместить причиненный земле ущерб, будет принято решение по иску о выплате денежной компенсации.
Механизм истребования трудозатрат или денежного эквивалента экологического урона подразумевает использование смешанного порядка возмещения причиненного природе урона.
Это значит, что суд по иску может принять решение взыскать часть ущерба в натуре, а другую часть в денежном эквиваленте.
При этом, инстанция принимает во внимание обстоятельства, которые могут повлиять на определение размеров ущерба по формам.
Стоимость начета на лиц, являющимися правонарушителями в области земельного права и других нормативных актов, может быть увеличена в случае уклонения от возмещения сумм по решению суда.
Как рассчитываются суммы экологического урона
Богатая судебная практика работы по искам, поданным для ответа за нарушения пользования природными объектами, позволила создать механизм расчета сумм возмещения причинителями вреда. Методика подразумевает максимально точное определение сумм к удержанию с дохода нарушителя.
При подаче иска заинтересованным по закону в восстановлении экологического ущерба лицом осуществляется я расчет на основе такс. Последние разрабатываются и систематически обновляются в установленном законодательством порядке.
Если же в регионе, где рассматривается дело о экологическом правонарушении, отсутствуют специальные методики расчета и таксы, подсчитывают стоимость работ, которые были проведены для восстановления природного ландшафта.
В сумму начета относят стоимость упущенной выгоды.
Среди первичных документов, которые могут использоваться для определения экологического урона объектов природы, подлежащих восстановлению, кадастровые паспорта территорий (кадастровая оценка).
В случае, если причинителей вреда оказывается несколько, определение сумм возмещения происходит пропорционально долям их вины в содеянном.
Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде
Понятие таксы для многих ассоциируется с определением платного природопользования. Порядок ловли рыбы и отстрела животных, сегодня, по сути, сводится к приобретению лицензии. Поэтому многие считают, что в общей массе людей (с лицензией или без) они также считают, что могут свободно пользоваться природными ресурсами.
Таксы как средне нормативные расчетные показатели для расчета экологического ущерба, применяются далеко не ко всем формам и объектам природных ресурсов.
В целом можно утверждать, что достаточно проработаны нормативы для лесного хозяйства.
Для рыбного и охотничьего хозяйств рассчитать конкретную сумму урона не всегда предоставляется возможным по причине того, что таксы разработаны не для всех животных.
При определении размеров ущерба, причиненного экологическим объектам Российской Федерации, для подачи соответствующего иска по загрязнению земли или воздуха, пользуются методиками.
Обязанность по возмещению урона в полном размере
Восстановление физических свойств и качеств уголка природы является прямой и обязательной обязанность каждого нарушителя вне зависимости от возраста, места работы или прочих признаков.
Если со стороны физического или юридического лица был нанесен вред, и при этом имелся утвержденный со стороны экологической экспертизы план, обязанность на возмещение урона природе возлагается на этих лиц.
Делается в независимости от существующих в регионе методик до тех пор, пока ущерб земле не будет полностью восстановлен.
Факторы, которые влияют на конечный результат расчет:
В практике имеют место случаи, когда возмещение экологического ущерба происходи не по иску. Так, большинство организаций оплачивают налоги, среди которых всегда есть группа сборов за природопользование. Получается, что сумма ущерба причинителем вреда, платится условно.
Расчет делают государственные органы. Согласно Налоговому кодексы, такие платежи организации уплачивают самостоятельно до тех пор, пока им не сделают пересчет государственного сбора.
В этом случае подразумевается, что компания, имеющая даже один активный офис, не может не воздействовать на природу.
Возмещение ущерба не столько ставит своей целью наказание виновного, сколько получение денежных средств, которые можно будет использовать на восстановление.
Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemelnyj-nadzor/vozmeshhenie-vreda-prichinennogo-okruzhayushhej-srede.html
Порядок исчисления возмещения вреда, причиненного окружающей среде
Наряду с другими видами ответственности в сфере экологии (административной, уголовной, гражданско-правовой), а часто вместе с ними, применяется возмещение вреда, причиненного окружающей среде (т. н. экологическая ответственность).
В соответствии со ст. 101 – 101-4 Закона об охране окружающей среды экологическая ответственность характеризуется следующими особенностями:
- она может применяться в отношении организации, а не гражданина;
- применяется по требованию государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды;
- возмещение вреда производится, как правило, в полном объеме[2], добровольно или по решению суда.
Органы, фиксирующие причинение вреда
Факт причинения вреда окружающей среде фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды[3], Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия[4])[5], в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установления факта причинения вреда окружающей среде[6].
Факт нарушения составляют различные события (выбросы, сбросы, уничтожение, повреждение и другие незаконные действия[7]). Нарушение может быть выявлено в ходе проведения контроля, в т.ч. аналитического (лабораторного), по сообщениям других госорганов, юридических лиц и граждан и т.п., с применением инструментального и расчетного методов, визуального наблюдения и др.
С юридической точки зрения факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства (т.н. опровержимая презумпция).
По видам деятельности, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»[8], ответственность причинителя вреда еще более строгая, по сути безвиновная (т.н. неопровержимая презумпция).
В таких случаях избежать экологической ответственности можно только доказав, что вред возник вследствие непреодолимой силы[9] (ст.101-2 Закона об охране окружающей среды).
Словарь
Непреодолимая сила характеризуется объективной непредотвратимостью (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, действия диких животных и т.п.
), причем ее источник должен быть внешним по отношению к организации, а не внутренним (см. ст.948 ГК; п. 24 и др. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.
2003 №13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды»).
Порядок предъявления исков
До предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, содержание которой регламентировано ст. 101-3 Закона об охране окружающей среды. К ней должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде. При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать двух месяцев со дня предъявления претензии.
В случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) либо прокурор предъявляют иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется.
Важно
Требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (ст.101-4 Закона об охране окружающей среды).
КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РАЗМЕР УЩЕРБА
Таксы установлены Указами Президента
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами, установленными:
-
Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[10] (семью приложениями к нему), а именно для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде:
- выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства (кроме поступившего от стационарного или мобильного источника выбросов);
- выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильного источника выброса, связанными с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
- выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выброса, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
- деградацией земель (включая почвы) любой категории, за исключением земель лесного фонда;
- деградацией земель лесного фонда;
- сбросами сточных вод в водные объекты с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, а также в результате попадания (поступления) отходов в поверхностные водные объекты;
- лесам и объектам растительного мира.
Указ № 348 допускает применение к этим таксам повышающих или понижающих коэффициентов в зависимости от конкретных обстоятельств;
2) Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.
2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими»[11], которым утверждены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания. Для некоторых видов диких животных (включенных в Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения[12], Красную книгу Республики Беларусь и т.п.) предусмотрен кратный коэффициент.
Формулы приведены в Методике расчета размера возмещения вреда
Надзорные органы используют методику расчета размера возмещения вреда, приведенную в Положении № 1042 (п. 6–11). Если применяется один коэффициент, то формула для расчета выглядит следующим образом:
- C = T x Ku x Pi;
- если применяется несколько коэффициентов, то:
- C = T x SUM Ku x Pi,
- где C — размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в белорусских рублях;
- T — таксы, установленные Указами № 580 и № 348, умноженные на размер базовой величины[13], установленной законодательством на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде;
- Ku — соответствующие коэффициенты, установленные данными указами;
- SUM Ku — сумма соответствующих коэффициентов, установленных Указами № 580 и № 348[14];
- Pi — показатель:
- массы загрязняющих веществ, топлива, веществ, смеси веществ, материалов, отходов, побочных продуктов производства, диких животных (их эмбрионов), грибов, дикорастущих растений и (или) их частей, соответственно в тоннах, килограммах;
- объема сжатого газа, в тысячах м3;
- площади земель (включая почвы), участков, газонов, цветников, соответственно в м2, гектарах;
- количества животных (их эмбрионов), деревьев, кустарников, саженцев, сеянцев, соответственно в экземплярах.
- В случаях, когда размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется по нескольким таксам и (или) показателям, размер возмещения вреда исчисляется отдельно по каждой таксе и (или) показателю и рассчитанные размеры возмещения вреда суммируются.
- В случае причинения вреда выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов по нескольким показателям (мг/м3, г/с, т/год) одного загрязняющего вещества размер возмещения вреда исчисляется по одному из превышенных показателей, имеющему наибольшую кратность превышения установленных нормативов.
- В случае установления фактов превышения нормативов предельно допустимой концентрации, фоновой концентрации химических и иных веществ в разных слоях земли (включая почвы) (глубиной до 20 см, от 20,1 до 50 см, от 50,1 до 100 см, от 100,1 до 150 см, от 150,1 см и более) на одной пробной площадке (участке) размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде, рассчитываются по каждому слою земли (включая почвы) и суммируются.
В некоторых случаях возмещение вреда производится по фактическим затратам
При отсутствии либо невозможности применения такс возмещение вреда производится по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Состав затрат в таком случае определяется исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, неполученные государством доходы (см. п. 8 Положения № 1042).
Обратите внимание
Согласно ст. 101-1 Закона об охране окружающей среды также допускается возмещение в «натуре», т.е. посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств причинителя вреда в соответствии с предписаниями соответствующего государственного органа (впрочем, судебная практика на этот счет противоречива).
При исчислении размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами (п.
11 Положения №1042), применяются таксы, дифференцированные по степени деградации — низкая, средняя, высокая, очень высокая, установленные в Приложении 4 к Указу № 348.
Показатели деградации земель для отнесения из к одной из четырех степеней определены в Приложении 1 к Положению № 1042.
Оценка степени деградации земель проводится по показателю, устанавливающему их наибольшую степень. В случае загрязнения земель несколькими химическими и иными веществами определяется суммарный показатель деградации земель.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебные споры по поводу возмещения ущерба окружающей среде достаточно частые, опубликованная судебная практика обширна. Чаще всего речь идет о нарушениях, связанных с лесопользованием и заготовкой древесины. Хотя встречаются и другие дела, в частности, относящиеся к сфере промышленности, транспорта, строительства и т.д.
Пример 1
Хозяйственный суд Могилевской области (решение от 27.05.2011 (дело № 133-3/2011)) удовлетворил исковые требования областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. С государственного унитарного коммунального дочернего строительного предприятия (далее — ГУКДСП) «К» взыскано 567 000 руб.
[15] в возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Основанием к удовлетворению иска послужили выводы суда о том, что ответчик в нарушение требований законодательства самовольно осуществлял разработку внутрихозяйственного карьера ОАО «А»; в результате незаконных действий ответчика окружающей среде нанесен вред.
Из материалов дела следует, что ГУКДСП «К» по договору строительного подряда от 04.11.2010 № 62 осуществляет строительство птицефабрики по выращиванию и откорму цыплят бройлеров. Заказчик строительства — ОАО «А».
Документы дела (отзыв на иск, обращения ответчика в различные государственные органы по вопросу доставки грунта из карьеров, расположенных вблизи строительных объектов, путевые листы) свидетельствовали о том, что ответчик по согласованию с заказчиком строительства разрабатывал карьеры на землях заказчика и доставлял грунт из карьеров на строительный объект. ГУКДСП «К» и ОАО «А» это обстоятельство не опровергали.
Источник: https://ecologia.by/number/2018/3/Poryadok_ischisleniya_vozmescheniya_vreda_prichinennogo_okruzhayuschej_srede/